Духовное управление мусульман посчитало, что люди, «утонувшие в крови» женщин, стариков и детей, не имеют права на достойное погребение. Духовное управление мусульман (ДУМ) Чечни запретило хоронить убитых боевиков на обычных кладбищах. «Эти люди — не просто по локоть, а полностью утонувшие в крови женщин, стариков и детей», «они погибают собачьей смертью и не заслуживают обычного погребения», — заявил председатель ДУМ муфтий Султан Мирзаев.
Духовное управление считает, что подобная практика представляет собой жесткую, но эффективную меру по борьбе с терроризмом. «Муллам и кадиям районов и населенных пунктов республики категорически запрещено совершать погребальные обряды в отношении таких лиц», — уточнил изданию «Кавказский узел» неназванный источник в ДУМ Чечни.
По мнению заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамира-хазрат Мухетдинова, с точки зрения религии, это решение не нарушает канонов ислама. «Людей, которые являются боевиками, отошедшими от ислама или попирающими нормы религии, совершающими наиболее греховные деяния, такие как убийства мирных граждан, по общепринятым правилам шариата и так не должны хоронить по мусульманским обычаям, и эти правила распространяются не только на территорию Чечни», — заявил Дамир-хазрат Мухетдинов в своем интервью интернет-изданию «Взгляд».
Тем не менее, мнение Духовного управления разделяют не все в мусульманском обществе. «Единственное, что регулируется законами шариата, — это вопрос о самоубийцах. В этом случае молитву при погребении читает не имам, а, может, кто-то из родственников. Во всех остальных случаях мусульман хоронят на кладбищах. Если по шариату нет такого запрета, то почему его должны вводить в регионах Северного Кавказа? Возможно, тут речь идет именно о тех боевиках, которые совершают самоподрыв», — предположил председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Хаджи Бердиев.
Кроме того, в случае распространения данного запрета, проблемы возникнут не только с этическо-религиозной, но и с юридической точки зрения. Так, по мнению чеченского адвоката Магомеда Албасова, говорить о соответствии распоряжения Духовного управления республиканским и федеральным законам преждевременно, пока оно не обрело вид письменного документа.
Дело в том, что Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», предусматривает единственно возможное место погребения – на кладбищах. Предоставлять земельный участок для погребения должны органы местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, санитарными правилами, экологическими требованиями и другими положениями. Таким образом, запрет хоронить ваххабитов на мусульманских кладбищах пока не предусматривает какой-либо альтернативы, удовлетворяющей действующему законодательству РФ.
|