Вопрос о необходимости строительства крематория поднимается не впервые. Известно и то, что Православная Церковь отрицательно относится к практике кремации, а люди, причисляющие себя к православным, составляют более половины населения страны. При этом Нижегородская область, не являющаяся регионом широкого распространения ислама или иудаизма среди населения, - место проживания, в основном, православных, и следовательно, показатель здесь выше, чем в среднем по России. Поэтому учитывать мнение РПЦ в таких вопросах, как погребение, было бы весьма уместно. Почему-то это не произошло, хотя губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев позиционирует себя как носителя православной традиции и человека, который общался с недавно почившим Предстоятелем РПЦ и очень высокого ценил Патриарха Алексия II. Попробуем же просто беспристрастно сравнить по основным направлениям точки зрения сторонников и противников кремации. Финансовая сторона Необходимость строительства крематория всегда мотивировалась нехваткой земель вокруг города под кладбища. Некоторое время она остро стояла, так что старики боялись умереть не вовремя и создать своим родственникам неразрешимые проблемы, но потом земли всегда находились. При мэре Нижнего Новгорода Юрии Лебедеве эта проблема в очередной раз назрела и в очередной раз была решена. Сейчас места на кладбищах есть, и их должно хватить на ближайшие 5-7 лет. План расширения городских территорий может включать в себя не только участки под новые микрорайоны, но и под новое кладбище, если есть данные о том, что через определенное время возникнет в нем необходимость. Наверное, не очень трудно предусмотреть место под захоронение заранее. Или уж до такой степени душит жаба из-за того, что и этот участок тоже можно было бы продать? Проблемы захоронений в более мелких городах Нижегородской области, кажется, не существует: там вокруг столько прилегающих территорий в виде зарастающих березками полей, что можно и не волноваться. К тому же, плотность населения в области гораздо меньше. Значит, это чисто проблема крупного города. Земля в городе стоит дорого, ее выгоднее продавать или сдавать в аренду, а не выделять под кладбища. Тут вроде все понятно. Но странным выглядит сам вопрос о переполненности кладбищ, если количество населения страны в целом и Нижегородской области в частности ежегодно неуклонно сокращается. При этом остается еще и возможность захоронения в могилы родственников по прошествии нескольких лет после первоначального захоронения, и эта возможность очень часто используется. Так как же получается, что земли не хватает? Религиозная сторона Сейчас среди представителей власти стало модным строить из себя таких людей с как бы духовными потребностями, озабоченных проблемами нравственности, семьи, традиции, религии. Они дарят колокола, приезжают на юбилейные даты обретения мощей и тому подобное. Но если копнуть чуть глубже, то окажется, что никакого духовного пласта там в помине нет. Вопрос погребения для православного христианина - не праздный, а весьма важный. И смерть, и само погребения исполнены глубочайшей символики и смысла, о которых наши модные политики зачастую даже не догадываются. Вот мнение председателя ОВЦС митрополита Кирилла: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!» А вот послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия «О «заочном отпевании» и кремации» от 4 марта 2006 г.: «Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: «Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят...» (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием - это первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор. 3:16-17)». Цитат можно привести целую пропасть. Отношение РПЦ к кремации совершенно недвусмысленное. Экологическая и этическая сторона По данным статистики, ртуть из запломбированных зубов трупов, сожженных в крематориях, составляет до одной шестой всех выбросов паров ртути в атмосферу. В среднем каждый покойник дает от двух до четырёх граммов ртути. Средний крематорий, сжигая 3700 трупов в год (это 10 трупов в сутки), выделяет 11 килограммов ртути, находившейся в пломбах зубов (данные департамента геологии институт Лейчестера, Великобритания). Пары ртути переносятся на большие расстояния. Токсичность ртутных паров в 50 раз выше токсичности паров мышьяка. Крематории имеют все шансы уже в ближайшем будущем стать самым большим загрязнителем атмосферы ртутью. Установка ртутных фильтров - дело затратное. Не во всех зарубежных крематориях они имеются. Мало шансов на то, что в Нижнем Новгороде найдут на это средства. Хотя есть простое решение проблемы - предварительно выдирать у трупов «неподходящие» зубы. Ничего вам, если вашего близкого перед кремацией немного «подготовят»? Кстати, в рот с плоскогубцами ему все равно влезут - чтобы вытащить золотые зубы. Отдадут родственникам - а те могут сдать в ломбард. А если побрезгуют, то деньги за золотые коронки достанутся крематорию. Физико-лирическая сторона Традиция сожжения тела умершего и дальнейшего либо хранения в колумбарии, либо развеивания по ветру, кому-то по незнанию может показаться весьма лирической. Но на самом деле погребение в землю с последующим постепенным естественным разложением - куда более щадящее захоронение, чем кремация. Приведем научное описание кремации: «При сжигании трупа без гроба наблюдается следующая картина. В момент ввода трупа в камеру сжигания вспыхивает одежда и волосы, после этого лопаются глаза, труп начинает шевелиться, вследствие сокращения мускулов от высокой температуры. Голова откидывается назад, руки, скрещенные на груди, раскидываются, ноги сгибаются в коленях и в бедрах, иногда наблюдается сгибание тела в пояснице, вследствие чего верхняя часть туловища приподнимается. Одновременно с этим начинается горение конечностей (мышечной ткани) и обгорание тканей лица и головы. Наблюдается кипение крови через глазные, ушные и носовые отверстия и через рот. Швы черепной коробки расходятся. В это же время обозначаются кости конечностей и грудная клетка, а голова отделяется от туловища. Почти одновременно с началом горения костяка, череп разваливается и обнаруживается мозг, горящий зеленоватым пламенем. Конечности в это время отваливаются. Наблюдается горение легких и внутренностей грудной клетки и, несколько позднее, начинается горение внутренностей брюшной полости. Костяк в это время догорает, но пепел его сохраняет частью форму костей, частью же рассыпается. Внутренности постепенно догорают, кроме мозга, легких, желудка, почек и печени, которые сгорают последними и в последовательном, как перечислено, порядке». Те, кто будет осуществлять проект строительства крематория, об этих тонкостях кремации хорошо осведомлены. Если бы также хорошо были осведомлены и рядовые нижегородцы, то вряд ли строительство посчитали достаточно оправданным и выгодным. Полит-НН.ру |