Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала на своем сайте законопроект, формулирующий термины, используемые при погребении, описывающий похоронную этику и разделивший услуги по обслуживанию кладбища и услуги по погребению между частными организациями и муниципалитетами. Согласно сообщению ФАС, поправки к закону «О погребении и похоронном деле» направлены на снижение коррупции и повышение качества услуг, предоставляемых «ритуальными» компаниями.
В рамках законопроекта ФАС разработала новую для актуального законодательства статью «Повторное использование мест захоронения». В ней говорится, что повторное использование места захоронения допускается не меньше, чем через 25 лет со дня погребения, и при отсутствии родственников либо иных лиц, осуществляющих уход за местом захоронения, или если имеется их согласие.
Причем порядок повторного захоронения разный для государственных и местных кладбищ. Муниципалитеты будут обязаны не реже одного раза в пять лет проводить инвентаризацию мест захоронения. При обнаружении бесхозной могилы, уход за которой не осуществляется более года, будет начат поиск владельцев захоронения, на который отводится 3 года. Если по истечении этого времени владелец так и не будет найден, муниципалитет вправе провести эксгумацию и кремирование останков, и использовать указанное бесхозное место для повторного захоронения. При этом эксгумация и кремирование осуществляются за счет средств органов местного самоуправления. А вот повторное захоронение на мемориальных, военных мемориальных, и воинских кладбищах ФАС не допускает.
ФАС так же предложила прописать в законе нормы профессиональной похоронной этики, и назвала их принципами и базовыми правилами «поведения лиц, оказывающих ритуальные услуги, направленные на соблюдение интересов всех лиц, чьи интересы затронуты такой деятельностью, а также государства, общества и природы». Согласно предлагаемым нормам, никто не может препятствовать последней воле умершего. Исключение составляют случаи, установленные законодательством РФ и свободой выбора потребителей ритуальных услуг.
Ни одно должностное лицо, так или иначе действующее в сфере ритуальных услуг и имеющее доступ к информации о фактах наступления смерти граждан, не вправе навязывать и (или) предлагать приобретение услуг по погребению, в том числе услуг, входящих в бесплатный перечень услуг по погребению. Нарушение норм профессиональной похоронной этики ФАС предлагает карать в соответствии с уставами саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.
Важные поправки ФАС касаются участников рынка ритуальных услуг. ФАС считает, что на этот рынок должны быть официально допущены игроки всех форм собственности, в том числе и частные компании.
Однако в законопроекте существует разграничение прав муниципалитетов и прописаны их полномочия. Так к полномочиям городских округов, муниципальных районов и поселений относятся следующие функции: отвод земель для размещения кладбищ, ведение архива и базы данных о захоронениях и перезахоронениях, инвентаризация мест захоронений, выдача родственникам и законным представителям умерших сведений о датах и местах захоронения, установление режима работы кладбищ. Разрешения на захоронение членам СРО в сфере похоронного дела так же будут выдавать муниципалитеты.
Лица, оказывающие ритуальные услуги, и являющиеся членами СРО в обязательном порядке включаются в реестр. Для включения в реестр достаточно подать заявление уведомительного характера в соответствующий муниципалитет, причем отказать при приеме этого заявления муниципалитет не вправе. В новом законопроекте ФАС предлагает посвятить СРО в похоронном деле отдельную главу. В этой главе будет подробно расписан статус таких организаций, права, условия работы, раскрытие информации, ведение реестра и создание компенсационного фонда. |