В 90-х-2000-х свободных предпринимателей Рязани контролировала городская ритуальная служба, которую создал крупный местный чиновник. Они могли мастерить гробы и надгробные доски, а права на доставку покойников на кладбище и на само захоронение были только у городской ритуальной службы. Затем новые правила игры установил вышедший закон о похоронном деле. Крупных ритуальных компаний в Рязани всего три-четыре. Между ними и поделен сейчас весь бизнес. Агенты ритуальных контор врываются в квартиры, первыми получая информацию о смерти человека или даже если человек при смерти. Цель агента – раньше конкурентов заключить с родственниками усопшего договор на оказание ритуальных услуг.
«Вы к нам все равно обратитесь»
Пенсионерка Ольга Филлиповна набрала номер скорой около восьми утра 11 октября. Ее мама оказалась мама при смерти в возрасте 93 года. Не прошло и пятнадцати минут, как в дверь квартиры позвонили. Надежда Владимировна открыла дверь, не посмотрев в глазок, но вместо врачей перед ней стоял высокий мужчина в кожаной куртке и с папкой под мышкой. Он шагнул в коридор и представился: «Ритуал». Меня зовут Алексей. Услуги у нас очень дешевые – за все 12-14 тысяч заплатите».
Ольга Филлиповна сразу прогнала гостя, так как не ожидала подобной наглости. Уходя, Алексей передал женщине визитку: «Вы к нам все равно обратитесь». Через полтора часа скорая так и не приехала. На звонки женщины они отвечали: «Ждите. Приедут», а Василий все это время караулил у подъезда. Скорая приехала в 9.25.
Мама умерла только следующей ночью, но через 10 минут после того, как Ольга Филлиповна позвонила в скорую, чтобы зафиксировать факт смерти, дверь снова позвонили гробовщики, и продолжали звонить еще в течение 20-ти минут. Скорая приехала через час, несмотря на то, что жила Ольга Филлиповна в центре города. В МУП «Ритуал», которое ведает всеми кладбищами в Рязани, сообщили о другом похожем случае. 63-летний Артур Петрович позвонил в «03», потому что у него прихватило сердце. Агент некоей военной ритуальной фирмы явился к нему уже через 15 минут.
Мнение коллег
В то же время все легальные Рязанские ритуальщики шокированы методами своих коллег. По мнению представителей нескольких рязанских фирм, ситуация на рынке ухудшилась с появлением на рынке нового игрока. Новая фирма не имеет своего производства и автопарка. Чтобы предоставить клиенту услугу она сами обращаются в другие конторы. А деньги зарабатывает получая информацию от врачей и первыми оказываясь на месте смерти. «Если человек сразу их не прогнал, они обязательно дожмут его, - говорит директор крупного ритуального агентства в Рязани. - они представляются государственной структурой и после заключения договора требуют предоплату, часто шантажируя «клиента». Причем предоплата в случае отказа от услуг не возвращается.
Другой способ их заработка – обман родственников тех, кто умер раньше 70-ти лет. Говорят, что такие трупы необходимо вскрывать, но процедуру можно упростить, если дать кому-то взятку. Стоимость взятки – 1,5-2 тысячи рублей.
Механизм
В «Скорой помощи» работают четыре круглосуточные смены по четыре человека. Диспетчерам запрещено разговаривать со звонящими на посторонние темы, советовать что-то или давать какую-либо информацию. В передаче вызовов бригадам есть очередность. Срочно выезжают на вызовы с ДТП, поножовщины, огнестрельных ранений и везде, где требуется экстренная помощь. Менее срочные вызовы передаются в порядке их поступления, причем статус вызова диспетчер определяет самостоятельно. Например, пенсионеры - пациенты второй очереди.
Но с диспетчерами есть определенная договоренность. Если родственники сообщают что человек при смерти, или «путаются в показаниях», то в 90% случаев диспетчер сперва звонит агенту соответствующей фирмы, чтобы он успел приехать на место первым. И только через 40-60 минут вызов передается бригаде.
По закону, с момента получения вызова до прибытия бригады по адресу должно пройти не больше 20 минут. Однако все привыкли, что в городе всегда пробки, и поэтому задержку можно объяснить ими. За каждой труп диспетчер получает 3 тысячи рублей. Если же после часа ожидания человек не умирает, диспетчеры ничего не получают и называют это «накладки», обвиняя во всем нетерпеливых агентов, которые лезут в квартиру раньше врачей.
Леонид Тен, главный врач рязанской станции скорой помощи от личного общения отказался. Он только сообщил в официальном порядке, что действующим законодательством функции по обеспечению мероприятий по антитеррористической защищенности учреждений, противопожарной безопасности возложены на комиссии по ЧС, которые созданы в каждом учреждении здравоохранения. А, тем временем, количество вызовов «Скорой помощи» в Рязани растет. В 2009 году скорая зажигала красную мигалку по вызову «Смерть» более 183 тысяч раз, в 2010 – 190 тысяч раз. А количество выездов «скорой» на ноябрь 2011 года превышает установленный в России норматив на 1000 вызовов.
|